«Ко́ка-ко́ла» (англ. Coca-Cola) — популярный газированный безалкогольный прохладительный напиток, продающийся более чем в 200 странах по всему миру, выпускаемый американской компанией «The Coca-Cola Company». Данная компания также владеет торговыми марками и производит целый ряд других напитков: «Кока-кола лайт», «Спрайт», «Фанта», «Швепс», «Бонаква», «Nestea», «Фруктайм» и др. «Кока-кола» выделяется в этом ряду не только как прохладительный, но и как энергетический, и, возможно, даже спортивный напиток. Можно сказать, что в какой-то мере «Кока-кола» является символом США. В последнее время некоторые врачи высказывают мнение, что «Кока-кола» негативно влияет на здоровье.
История
Напиток «Кока-кола» был изобретён в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его изобрёл фармацевт Джон Стит Пембертон, бывший офицер американской Армии конфедерации. Название для нового напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, и написал слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом напитка.
Основные ингредиенты Кока-Колы были таковы: три части листьев коки (из этих же листьев получали наркотик кокаин) на одну часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке Джекоба в Атланте. Пембертон также утверждал, что кока-кола исцеляет от импотенции, и что на неё можно перейти тем, кто пристрастился к морфию (к морфию, кстати, был неравнодушен и сам Пембертон). Здесь нужно отметить, что кокаин тогда не являлся запрещённым веществом и о его вреде для здоровья ещё ничего не знали (к примеру, в повести «Знак четырех» Артура Конан Дойля Шерлок Холмс делает себе инъекции кокаина в минуты бездействия, так тягостно переносимые им). Поэтому кокаин свободно продавался, и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в напитки взамен спирта — кока-кола в этом не была инновацией.
Сначала напиток ежедневно покупали в среднем лишь 9 человек. Выручка с продаж в течение первого года составила всего 50 долларов. Интересно, что на производство кока-колы было затрачено 70 долларов, то есть в первый год напиток был убыточным. Но постепенно популярность кока-колы возрастала, и прибыли от её продажи тоже. В 1888 году Пембертон продал права на выпуск напитка. А в 1892 году бизнесмен Аса Григгс Кэндлер, обладавший правами на «Кока-колу», основал компанию «The Coca-Cola Company», которая занимается производством кока-колы и поныне.
В 1902 году с оборотом в $120 тысяч, кока-кола стала самым известным напитком в США.
Но в конце 1890-х общественное мнение повернулось против кокаина, а в 1903 в газете «New York Tribune» появилась разгромная статья, утверждавшая, что именно кока-кола виновата в том, что упившиеся ею негры из городских трущоб начали нападать на белых людей. После этого в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а уже «выжатые», из которых был удалён весь кокаин.
С тех пор популярность напитка возрастала в геометрической прогрессии. И уже через пятьдесят лет после изобретения, кока-кола стала для американцев чем-то вроде национальной иконы. С 1894 года кока-кола продавалась в бутылках, а с 1955 года в банках.
В 1915 году дизайнер из Терри От, штат Индиана, придумал новую бутылку на 6,5 унции. За все последующие годы было произведено более 6 млрд таких бутылок. Существует легенда, что очертания бутылки - это стилизованный силует тогдашнего секс-символа американского кино, актрисы Греты Гарбо.
В 1916 году было возбуждено 153 судебных иска против марок-имитаторов, таких как «Fig Cola», «Candy Cola», «Cold Cola», «Cay-Ola» и «Koca Nola».
В 1955 году кока-кола начала продаваться в бутылках объёмом 10, 12 и 26 унций.
В 1982 году начался выпуск диетической «Diet Coke».
В 1988 году «Кока-Кола» вышла на рынок СССР.
Позднее, под давлением конкурентов, выпускавших напитки без кофеина и сахара, компания «Кока-Кола» начала выпускать напитки: «Classic Coke», «New Coke», «Cherry Coke», «Diet Coke», «Tab», «Caffeine-Free New Coke», «Caffeine-Free Diet Coke» и «Caffeine-Free Tab».
04 декабря 2007 года «Кока-Кола» представила новую стеклянную бутылку ёмкостью 0,33 л, которая стала короче на 13 мм и шире на 0,1 мм и весит 210 грамм, что на 20 % меньше предыдущей. Изменения позволяют сократить использование стекла, например, в Великобритании, до 3 500 тонн ежегодно, а выброс углекислого газа — до 2 400 тонн в год[3].
Напитки компании Кока-Кола впервые появились в СССР в 1979 году в ходе подготовки Олимпийских игр в Москве. Окончательно на рынок страны компания вошла в ходе перестройки в 1988 году и с тех пор стала активным инвестором в российскую экономику (общий объём инвестиций 850 млн. долларов США, что составило свыше 21 млрд рублей).
На заводах и в офисах Кока-колы в России на 2007 год было занято около 5 тысяч человек. Греческие владельцы компании Соса-Соla Hellenic Botling Company, которой принадлежат 11 заводов в России, не торопились повышать заработную плату российским работникам, из-за чего в 2007 году в Санкт-Петербурге работники компании по экономическим причинам бастовали (также в Санкт-Петербурге бастовали работники пивоварни «Хайнекен» и завода «Форд»). Юрий Миловидов, представляющий Центр поддержки профсоюзов и гражданских инициатив, заметил, что трудящиеся заводов иностранных компаний гораздо чаще создают сильные независимые профсоюзы и бастуют с бо́льшим размахом, чем их коллеги из российских компаний. В современных США, откуда пришла Кока-Кола, профсоюзами охвачено лишь 9 % рабочей силы, и считается, что американские корпорации не любят иметь дело с высокоорганизованной рабочей силой (как свидетельствует пример Wal-Martа в соседнем канадском Квебеке, где юнионизировано до 40 % всей рабочей силы), предпочитая труд разрозненных чернорабочих (возможно, и нелегалов) из Мексики и Гватемалы, что не раз приводило к скандалам в американских СМИ. В РФ бо́льшая организация рабочих связана и с тем, что иностранные работодатели отправляют работников на стажировку на западные предприятия, где те воочию видят условия труда и жизни на главных заводах компании и сравнивают их с филиалами.
По утверждению официального сайта компонентами напитка являются:
сахар (11% )
диоксид углерода
краситель (сахарный колер, Е150)
ортофосфорная кислота (фосфора 170 ppm)
кофеин (140 ppm)
Однако, в ходе судебного разбирательства в Турции появилась информация, что в состав пищевых добавок также входит экстракт из насекомого кошениль, что вызвало скандал, связанный в том числе с тем, что некоторые религии, в частности ислам, запрещают употреблять в пищу насекомых.
Пищевая ценностьКалорийность 42 Ккал
Белки 0
Жиры 0
Углеводы 11 г
Натрий 7,0 мг
Калий 1,0 мг
Кальций 4,0 мг
Магний 1,0 мг
Фосфор около 17 мг
Существуют тысячи неофициальных версий состава продукта.
Городские легенды
Нюансы пропорций напитка держатся компанией «Кока-Кола» в строжайшем секрете и составляют коммерческую тайну. По уставу «Кока-Колы», только 2 высокопоставленных члена компании могут одновременно знать формулу этого компонента. Кроме того, конечным заводам, разливающим кока-колу, позволено лишь слегка варьировать состав в зависимости от местных поставщиков сырья.
Влияние на здоровье
В последнее время всё чаще поднимаются вопросы о том, является ли употребление кока-колы полностью безопасным для здоровья, и может ли данный напиток быть полноценным элементом рациона здорового человека? Споры об этом не утихают и по сей день. Какого-либо специфического негативного действия на организм кока-колы официально не установлено. Однако в целом влияние напитка на здоровье не отличается от подобного для аналогичных продуктов. Так, не рекомендуется пить сильно газированные напитки лицам, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в частности, острым и хроническим гастритом, в том числе и сопровождающимся повышенной желудочной секрецией, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушениями со стороны желчевыводящих путей, заболеваниями поджелудочной железы и другими патологическими процессами.
Газированная вода вызывает растройство желудка и при постоянном употреблении может привести к панкреатиту.
Кроме того, избыточное поступление в организм содержащейся в Кока-Коле ортофосфорной кислоты может вызвать дефицит кальция.
При длительном употреблении кока-колы может проявиться аллергия на ее компоненты(в том числе крапивница)[источник?], которая держится до 4 недель, так как усугубляется отсутствием необходимой нормы кальция в организме.
«Кока-кола» хорошо удаляет ржавчину (остаются следы от красителей). Этот эффект достигается за счет содержания в «Кока-коле» ортофосфорной кислоты. Также известно, что кола удаляет накипь в чайнике и налет в унитазе.
Не рекомендуется использовать «Кока-колу» таким способом, для этих целей подходят специализированные средства, содержащие кислоту. Например, накипь в чайнике удаляется лимонной или уксусной кислотой.
Если в бутылку с кока-колой опустить драже «Ментос», то она взорвется фонтаном. Происходит это потому, что в газированной воде растворено большое количество диоксида углерода. Но выйти наружу ему мешает поверхностное натяжение и давление того газа, что из жидкости уже вышел. После открытия пробки газ может свободно выходить наружу — газообразование увеличивается. В жидкость погружается леденец «Ментос». Его оболочка содержит желатин и гуммиарабик, которые, растворяясь, разрушают поверхностную пленку. Растворившись, оболочка открывает доступ жидкости к поверхности самой конфеты. Поверхность леденца состоит из микроскопических шероховатостей, каждая из них — катализатор для образования пузырька. Выход струи не сдерживается ничем, и над бутылкой появляется фонтан.
Если всю выработанную кока-колу раздать в бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 767 бутылок.
Если бы всей выработанной кока-колой заполнить бассейн глубиной 180 сантиметров, то его длина составляла бы 33 километра, а ширина достигла бы почти 15 километров. В такой бассейн могут одновременно войти 512 миллионов человек.
Каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов напитков, выработанных компанией.
Огромный знак «Кока-Колы», размещенный над павильоном «Мир Кока-Колы» в Атланте, состоит из 1407 обычных лампочек и 1906 «погонных» неоновых ламп. Высота знака — 9 метров, ширина — 8 метров, вес — 12,5 тонн.
Наибольший знак «Кока-колы» расположен в чилийском городе Арика. Он установлен на вершине холма. Ширина знака — 122 метра, высота — 40 метров. Составлен этот знак из 70 тысяч бутылочек от «кока-колы».
Первый наружный рекламный щит «Кока-Колы», нарисованный еще в 1904 году и до сих пор находится на своем месте в городке Картерсвилл (штат Джоржия).
В 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
Две страны, в которых высочайший процент потребления в мире кока-колы на душу населения, не имеют между собою абсолютно ничего общего: это огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная островная приполярная Исландия.
Наиболее длинный маршрут доставки «Кока-колы» находится в Австралии. Водителям грузовиков приходится преодолевать 1803-километровую трассу, чтобы доставить продукцию из города Перт (Южная Австралия) в населённые пункты Каррата и Порт-Хедленд.[img][/img][img][/img]